31 декабря 2010 г.

Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!

Сuba/Куба+Эль Президенте

Куба, полвека тому назад.
Кубинский диктатор Батиста с вершины маяка видит приближающуюся яхту «Гранма» и понимает, что дни его власти сочтены. Но есть еще время добраться до порта и сбежать с Острова Свободы. Именно этим вам и предстоит заняться в игре «Куба».
Менее чем через 3 года войска Че Гевары и Фиделя Кастро войдут в Гавану. Торопись, буржуй, с тобой они церемониться не станут! Кто не успел, тот проиграл!

От маяка до порта 80 шагов, но чтобы пройти их и опередить конкурентов, придется проявить недюжинную экономическую сметку и изворотливость. Придется эксплуатировать рабочих, добывая камень, дерево или воду. Собирать апельсины, сахарный тростник и табак и заниматься орошением, чтобы добыть больше. Строить заводы, банки, торговые дворы, церкви и склады – всё что понадобится для бескомпромиссной борьбы за победные очки. Тебе придется перерабатывать табак и сахарный тростник в сигары и ром, отправлять корабли с товарами, продавать и покупать на рынке и скупать голоса в парламенте для принятия выгодных законопроектов.

Игру Куба придумали двое немцев Михаель Ринек и Штефан Штадлер, а оформил все тот же Михаэль Менцель.
Куба без дополнения. Менцель как всегда сдержан в цветах и политкорректен в образах.

Корни Кубы (как и многих других экономических стратегий) растут из Пуэрто Рико.
Те, кто играл в Пуэрто Рико сразу заметят персонажей, погрузку на корабли и «сгорание» продукции, хотя и в измененном виде. Однако в целом и по атмосфере и по ощущениям Куба совсем не похожа на Пуэрто Рико. Если в Пуэрто Рико геймплей суховат и ставка делается на просчет вариантов, то в Кубе более свободная атмосфера и разнообразный геймплей. Если в Пуэрто Рико фактически два способа добычи победных очков, то в Кубе – целых четыре.


Что в коробочке лежало?

По качеству и количеству компонентов Куба одна из немногих игр, которые оправдывают свои деньги на все 100%. Ближайшие конкуренты – шикарный Ужас Аркхэма и мегадешевое пиратское издание УНО о котором я, может быть, еще напишу.
Одних деревянных деталей с полкило, пожалуй. По 18 штук шестигранных фишек табака, апельсинов и тростника, по 15 кубиков дерева, камня и воды (видимо, имелись в виду кубометры), сигары и ром – тоже по 15 штук. Причем бутылки рома выточены из дерева в форме бутылок рома. (привет от К.О.!) Большой деревянный автомобиль президента. Ну и так, по мелочи. 
А еще 85 монет, штук 50 больших карточек и штук 30 маленьких, 30 тайлов построек, 5 индивидуальных двухсторонних игровых полей и одно здоровенное игровое поле из 9 частей. Уфф…

Игровой процесс

Как уже говорилось, цель игры добраться до порта набрав заветные 80 победных очков. Впрочем, шумахеры могут пойти на второй круг.

Игроки по очереди действуют своими четырьмя из пяти персонажами, оставив одного для парламента. Применение свойств персонажей – это основная часть механики игры. У каждого персонажа свои возможности. Главное – удачно и вовремя их применить.
1.      Рабочий. Добывает ресурсы и собирает продукцию. Плантация представляет собой поле 3x4, верхнюю левую клетку которого занимает склад.  Рабочий активирует все поля в одном ряду и столбце с клеткой, где он стоит (и её саму тоже). Добыча тут же отправляется во двор склада.

Личная плантация игрока.
2.      Торговка. Может продать и/или купить сколько угодно продукции и изделий. Рынок – общий для всех. Если покупать товар – то следующая единица будет на 1 песо дороже, если продавать – на 1 песо дешевле. Законы рынка! (продукция – это табак, тростник и апельсины, изделия – ром и сигары. Это принципиальная разница!)
3.      Архитектор. Может построить одно здание, заплатив его цену в ресурсах. Здание строится поверх одного из полей и навсегда уничтожает его. С этого поля до конца игры уже ничего не соберешь. Почти все здания в игре уникальны. Торопитесь строить!
4.      Бригадир. Активирует все здания в одном ряду и столбце клеткой, где стоит фигурка рабочего. Переставить рабочего нельзя! (однако, в дополнении Эль Президенто есть и такая возможность)
5.      Мэр. Может погрузить продукцию и изделия на один из кораблей. Все корабли имеют вместимость 5 единиц и на них нарисовано какую продукцию и в каком количестве на них можно погрузить. Корабль у третьего пирса дает аж 3 очка за единицу погруженного товара, корабль у второго – 2 очка (справедливая цена!), а у первого – 1 очко (маловато будет!).
У мэра, торговки и архитектора есть еще и альтернативные свойства.
Как я уже говорил, играется только 4 персонажа, пятый идет в парламент. В парламенте каждый персонаж имеет столько голосов, каков его порядковый номер. Рабочий – 1 голос, мэр – 5. Игрок, имеющий наибольшее количество голосов в парламенте выбирает какие два из четырех законопроектов будут приняты. Голоса можно покупать по цене 1 песо – 1 голос. Все игроки  тайно откладывают нужное количество песо и одновременно вскрывают ставки.
После принятия законов те игроки, кто может или желает их выполнить платят налоги (базовая ставка – 2 песо за 2 победных очка), отдают продукцию (базовая ставка – 1 апельсин за 2 победных очка) и получают субсидии, если соответствуют условиям их предоставления. Четвертый тип законов регулирует общеэкономическую ситуацию, например, запрещает скупку голосов в парламенте.
После проплаты налогов вся неубранная на склад продукция сгорает (на ресурсы и изделия это не распространяется!), корабль с третьего пирса отчаливает, а корабль со второго передвигается на третий. Затем начинается новый раунд. Игра заканчивается после шестого (с дополнением – восьмого) раунда. Внезапно!

Дополнение Эль Президенте

Изначально игра задумывалась и выходила двумя частями, но фактически это одна игра искусственно разделенная надвое.

1. Отрежь от игры часть.
2. Продай её как дополнение.
3. ????
4. PROFIT!!!

В оригинале за дополнение просили почти как за оригинальную игру, что иначе как жлобством не назовешь. В русском издании обе части объединены в одну, и это очень честно по отношению к игрокам. Ведь дополнение «Эль Президенте» существенно улучшает игру, а по количеству компонентов оно просто мизерное. Так что спасибо нашим локализаторам.
Английская версия дополнения. Негусто, мягко говоря. А за это хотят 30 баксов!
В дополнении появились карточки простых кубинцев и президентский автомобиль. Кроме того, игра стала на два раунда длиннее.
Карты кубинцев раскладываются в верхней части поля, берутся по принципу «кто успел – тот и съел» и используются как обычные персонажи.  Но кубинец не может быть отправлен в парламент.  После того как все игроки взяли по одному (или два, в зависимости от числа игроков) кубинцу, один всегда остается. К оставшемуся кубинцу подъезжает на авто сам президент и выполняет его желание. Желание нарисовано на игровом поле под карточкой кубинца. Это может быть принятие всех четырех законов автоматически, возможность бригадиру переставить рабочего или просто -2 победных очка лидеру. Во избежание!
Строго рекомендуется играть с дополнением! В базовую игру стоит играть только первые ознакомительные партии или при недостатке времени.

Общие впечатления.

Игра хорошая, но не без недостатков. Я бы поставил 4+ из 5.
Первый и самый главный недостаток – каждую тактику нужно отыгрывать до конца. По ходу игры ничего исправлять строго не рекомендуется. Будет еще хуже. Так что если вы построили не то здание или в неподходящем месте – это уже практически неизлечимо.
Второй недостаток – сильная зависимость от числа игроков. Дело в том, что самый выгодный способ зарабатывания  победных очков – погрузка на корабль у третьего пирса. Однако, его емкость не меняется двое играют или все пятеро! В результате получается, что часть зданий при игре вдвоем строить совершенно бессмысленно, а победная тактика завязана на удачные погрузки. Здесь строго необходимо вводить хоумрулы. Впрочем, втроем - вчетвером все играется отлично.
Третий недостаток – слишком большое и бесполезное игровое поле. Все, что есть на поле можно было уместить на лист A4: рынок и дорожку подсчета очков. Но поле просто агромадное! Это при том, что тайлы зданий приходится выкладывать рядом с полем, мест для ресурсов нет, а корабль на рейде наполовину свисает. Менцель, учись эргономике у Кингсбурга или той же Руэрто Рико!
Также замечены мелкие ошибки локализации: у двух зданий перепутаны памятки на обороте и один корабль заменен дублем другого (на фотографии дополнения этот корабль внизу справа). Второй косяк локализаторы обещали исправить и выслать недостающую карточку. Не знаю, сдержали обещание или нет. Выяснять мне как-то пока лениво.

Комментариев нет:

Отправить комментарий