25 марта 2011 г.

"Тайный Город" такой... тайный!

Исследование игры методом научного щупа

Коробочка. В жизни она выглядит внушительней
Я не собирался покупать Тайный Город. По мне цена игры слишком задрана. Рублей за 600, максимум 700 я бы взял, а 850 отдавать не хочется. Это для фанатов Панова, а я не читал цикл "Тайный Город" и вряд ли когда-нибудь прочитаю. Так что игра попала ко мне случайно. Одна знакомая, большая фанатка "Тайного Города", прочитавшая чуть ли не все 14 или 15 томов, вдруг захотела её купить. А так как я работаю недалеко от клуба-магазина "Мира фентези", то лично взялся купить эту игру и доставить ей.
Пришел, увидел, купил, а потом решил сыграть в "Zombies!!!" и по ходу проверить комплектацию (без этого в наше время никак). Играл поэтому не особо внимательно, отвлекаясь на пересчет карточек, однако выиграл, применив карточку, дающую 10 дополнительных ходов и перебив по дороге штук 5 зомби (да, кубики меня любят!). Ходов как раз до вертолета хватило. И комплектация сошлась. Домой вернулся довольный.
Впечатление от оформления: симпатично и красочно. Художники не поленились оформить даже вкладку в коробку. Говорят, что часть арта взято из "Берсерка". Я в "Берсерк" не играл, так что отрицательных эмоций не испытал. По размеру коробка идентична коробке от "Борьбы за Галактику". И карты, кстати, тоже. И по размеру, и по качеству. Так что лучше играть в протекторах. Жетоны напечатаны на толстом картоне, их даже не надо выдавливать - выпадают сами. Дома, интереса ради прочитал правила, отсортировал карточки и прикинул, как в это вообще играть.

И стал рассказывать какие-то страсти
Про войну каких-то кланов у власти.
В книге (и, соответственно, в игре) шесть кланов домов, которые борются за выживание права человека власть влияние. Правда в книге, насколько я знаю, великих домов только три, а остальные так, мелочь пузатая, которая вряд ли могла бы конкурировать теми тремя на равных. Но это все детали. Влияние, как это сейчас модно, выражается в победных очках. В конце просто меряется, у кого больше. Интуитивная система.



Ну, а ты-то, – говорит, – из каковских?
Огласи-ка, – говорит, – своё кредо.
Ты за питерских или за старокремлёвских?»
Я вообще-то, говорю, за «Торпедо»
Сначала каждый игрок выбирает себе дом, за который он будет играть. Между домами есть различия (один дом уже даже окрестили читерским), однако по-моему эти различия не так велики. Это вам не Старкрафт. Каждый игрок получает колоду своего дома из семи карт и карту родной территории своего дома. Потом каждый игрок по очереди берет себе по 3 территории. (в правилах это не оговорено, но похоже, что территории выбираются, а не берутся случайно). Всего территорий 18, так что в игре на шестерых все они используются. Каждая территория приносит или 1 победное очко за ход, или 1 монету или 1 ману. Кроме того, у каждой территории есть альтернативное свойство, написанное на её карточке. Его можно использовать ВМЕСТО получения дохода. Родная территория дома дает и победное очко, и монету, и ману, т.е. она так же крута, как все остальные три. Свойства родных территории всех домов иднентичны, только названия разные.

Короче, игроки выкладывают свои родные и выбранные территории , лидера своего дома и начинают игру.
Главный механизм игры - разыгрывание карт стратегий. Механизм интересный, я такого раньше не встречал.
Что такое стратегия? Это некий план, который вы пытаетесь воплотить в жизнь. Цель этого плана напечатана на карте стратегии.
Всего карт стратегий шесть, но на каждой из них по две стратегии (с одной стороны и сдругой).Одна стратегия всегда стандартная (захватить одну чужую территорию), вторая - уникальная - отобрать 3 монеты или убить наемника у противника. Или еще что.
У каждого дома есть одна карта, приносящая ему бонус в виде одного дополнительного победного очка в случае успешной реализации.
Так что если вы хотите всего лишь отобрать территорию, то лучше брать карту, соответствующую своему дому, если она вам достанется, конечно. Но тут есть один нюанс.

Как разыгрываются стратегии
Сначала игроки по очереди берут по одной карте стратегии. (Про то, как можно менять порядок хода, я пожалуй не буду. Это неинтересно и неважно.)
Игрок, который выбрал карту стратегии тут же обязан сказать, какую из сторон карты он будет играть и против кого. Так что первым выбирать карту стратегии выгодно далеко не всегда.
Когда все игроки определились с противниками, они начинают выставлять бойцов в поддержку или в оппозицию какой-либо стратегии. Это напоминает одновременно Манчкин и Ордонанс.

Я запутался в интригах — то ль чукотских,
То ли питерских, то ль старокремлёвских.
С подозрением читаю я прессу:
Вроде — факты, только в чьих интересах?
Стратегии бывают трех типов - оружие, магия и интрига.
И далеко не каждый герой или наемник может участвовать в стратегиях любого типа. Типы стратегии, в которых может участвовать наемник указаны в нижнем правом углу его карты, рядом с его силой.
Поэтому есть часто есть возможность (и даже необходимость, ведь наемник должен приносить прибыль, а не простаивать без дела только потому, что принципиально использует только магию и не умеет махать саблей) помощи другим игрокам.
К примеру, у ты играешь стратегию "магия", против тебя играют "интригу", значит Муба тебе абсолютно не нужен. Зато он может пригодиться кому-нибудь ещё. И его можно за заранее оговоренную плату или услугу одолжить. Игра сама подталкивает к союзам и интригам. Если суммарная сила бойцов "за" стратегию, с учетом сыгранных заклинаний и всего прочего, превышает силу бойцов "против", то стратегия считается выигранной, в противном случае, она проваливается.
Здесь есть не особо приятный момент. Количество стратегий, которое могут играть против игрока может быть любым. При игре вчетвером может быть сыграно 3 стратегии против одного игрока. А у игрока в войске может быть только 6 карт бойцов (и в плюс к этому артефакты и наемники-артефакты). Понятно, что против троих противников очень трудно устоять. А ведь еще атакованный игрок должен разыгрывать свою карту стратегии. Правда, насколько я понял, он может не выставлять туда ни одного бойца.
Немного о картах
В игре 3 "боевые" колоды по 24 карты каждая: колода наемников, артефактов и заклинаний.
В колоде наемников каждая карта повторяется 3 раза (т.е. 8 уникальных карт), в колоде артефактов и заклинаний каждая карта повторяется 2 раза (т.е. 12 уникальных карт). Артефакты делятся на просто артефакты и артефакты-наемники. Из этих колод, собственно, и берется вся военная сила (ну, кроме колоды дома).
Альтернативные свойства территорий (и много чего) позволяют набирать карты в руку. Карты в руке не делают ничего, это как бы резерв. Чтобы выложить карту на стол, её нужно купить. В левом верхнем углу карты написано, сколько монет за это нужно заплатить. После этого она выкладывается на стол формирует войско игрока. Купленный наёмник или артефакт остается на столе до тех пор, пока он не будет уничтожен или сброшен игроком. В игре существует ограничение на количество карт в руке и на столе (и там, и там - по шесть). Заклинания играются прямо с руки, за ману и потом сбрасываются.
Карты наемников
В левом верхнем углу карты написана цена его найма, в нижнем правом - его сила. Рядом с этой цифрой могут быть от одного до трех значков, обозначающих стратегии, в который этот наемник может участвовать.
Муба, например, может участвовать только в стратегиях с оружием.

Заклинания довольно стандартные - добавить силы, убить наемника, разрушить артефакт и т.п. Артефакты, в принципе, тоже.
Наемники-артефакты от просто наемников отличаются тем, они универсальны, т.е. могут участвовать в любой стратегии и на них не распространяется ограничение на количество карт.

Колода дома
Хитрый Сантьяга такой хитрый. И в игре тоже. 
В колоде дома 7 карт. Эти карты уникальны, у каждого дома они свои.
Там есть лидер дома, который сразу идет на стол, одно заклинание в двух экземплярах, артефакты и герои.
От всех прочих эти карты отличаются тем, что могут быть куплены в любой момент. Но покупаются они не за деньги, а за победные очки. Так что нужно крепко подумать, прежде чем покупать эти карты.
Например, Сантьяга стоит 4 очка влияния, имеет силу 4, может участвовать в стратегиях "интрига" и "магия". А еще его можно переставлять с одной стратегии на другую.

Вот так игра и идет: игроки выбирают карты стратегии, получают доход с территорий, покупают новых бойцов, выставляют своих воинов на те или иные стратегии, помогают или мешают другим, получают или теряют территории, бойцов и деньги. А потом все по новой.

Какое количество игроков является оптимальным
Если играть вдвоем - пропадает возможность интриговать. Если втроем - то всегда часто будет ситуация "двое на одного". Играть, определенно лучше вчетвером-впятером.

Соответствие оригиналу
Для настоящего настольщика соответствие духу оригинала дело десятое, однако для тех, кто покупает игру исключительно из-за книги, скажу - соответствие очень хорошее. И по действующим лицам, их характерам, и по локациям, и по самой атмосфере игры.
По крайней мере, девушка, для которой я эту игру брал, оценила его именно так. Кстати, двоих "особых" наемников - Анну и Кортеса она угадала на раз.

Так как в игру я не играл, выводы следует воспринимать с поправкой на ветер.

Достоинства

• Красивое оформление
• Оригинальный и небезынтересный игровой механизм
• Очень хорошее соответствие духу книги
...и недостатки

• Цена задрана
• Проблема, когда все валят лидера вполне возможна и, похоже, никак не лечится.
• Не имеет логического конца. Просто отыгрывается заранее оговоренное количество раундов.
• Правила написаны небрежно, плохо проработана терминология, после прочтения остаются неясности.

P.S. Правила есть здесь.

1 комментарий:

  1. Имхо правила не продуманые, при игре один на один, выигрывает тот, кто первый заберет территорию, доход станет меньше, не начто будет покупать существ и потом противника переиграть почти нереально...

    ОтветитьУдалить