Альтернативные правила для "Энергосети"


(Внимание! Эти правила еще как следует не тестировались. Возможны непредвиденные обстоятельства в процессе игры. Так что желающие поиграть делают это на свой страх и риск!)

Новый вариант правил появился, как можно догадаться, из-за недовольства старым вариантом. :)
Те, кто читает данные правила предварительно должны ознакомится с оригинальными правилами "Энергосети".
Для игры по альтернативным правилам, кроме обычных игровых компонентов дополнительно понадобятся:
для каждого игрока - какие-нибудь фишки его цвета для обозначения проложенных им ЛЭП. Вагончики из Ticket to Ride или дороги из Колонизаторов подойдут.
Также: фишки с номерами электростанций для обозначения того, в каком городе построена электростанция и какому игроку она принадлежит. Идеальным вариантом были бы уменьшенные раза в полтора карты электростанций, закрепленные в держателях цвета игрока.
Вот так это должно выглядеть в результате
Еще пригодится ручка и бумага для записи доходов.

Задумка:
В новом варианте я постарался сделать игру более приближенной к реальности и более конкурентной.


Основные изменения:
1. Игроки получают доход не за общее количество подключенных городов, а за каждый город отдельно, пропорционально стоимости его подключения к сети.
2. Игроки могут конкурировать между собой, подключая города дешевле конкурента.
3. Электростанция базируется в определенном городе и может запитывать только находящиеся в ее сети города.
 4. Каждая линия электропередач может быть построена только одним игроком.
5. В каждом регионе есть ограничение на загрязнение воздуха электростанциями. Это ограничивает общее число электростанций в регионе.
Терминология.


    Сеть – совокупность объединенных между собой линиями электропередач электростанций и трансформаторных подстанций. Сеть обязательно начинается с электростанции. У игрока может быть несколько сетей.
Трансформаторная подстанция (ТП) – постройка, которая подключает город в сети. В игре её символизирует деревянный домик.
Электростанция – постройка, которая снабжает города своей сети электричеством. Город, в котором есть электростанция считается подключенным к сети и не требует дополнительной постройки ТП.
Линия электропередач (ЛЭП) – часть сети, которая передает электричество от электростанции к ТП. В игре ЛЭП имволизируют трубы с числами в круге. Число в круге – это стоимость прокладки ЛЭП.  ЛЭП можно провести через город, не подключая его к сети.
Максимальная стоимость электроэнергии (МСЭ) – максимальная сумма, которую город согласен заплатить за электричество. Она зависит (а точнее - равна половине) от стоимости прокладки самой дорогой линии ЛЭП в этот город. Даже если прокладка вашей ЛЭП обошлась вам дороже, чем стоимость прокладки самой дорогой ЛЭП, вы все равно получите не больше МСЭ.
     “Свой” город – город, в котором построена данная электростанция. Дело в том, что в новом варианте правил «свой» город не учитывается в числе городов, которые может запитать электростанция. Т.е электростанция с мощностью 1 может запитать «свой» город и еще один. Однако, если игрок не использует электростанцию в данном раунде, то за незапитывание «своего» города он платит неустойку.
Мощность электростанции - число городов, которые она может запитать кроме "своего". Оно указано на карточке.

Изменения правил касаются исключительно Фазы 4 (Строительство) и Фазы 5 (Бюрократия), причем в Фазе 5 меняется только принцип запитывания и подсчета дохода. Меняется также условие окончания игры и количество областей, в которых действуют игроки.
Все остальные правила (определение порядка действий игроков, аукцион электростанций, наполнение рынка ресурсов) - те же.


    Подготовка

Все действия производятся согласно основным правилам, за исключением того, что при игре вдвоем используются 5 областей, при 3-4 игроках - все 6 областей. Впятером и вшестером играть нельзя, т.к. слишком тесно. Каждый игрок берет по 75 электро (а не по 50, как в оригинальных правилах).


Фаза 1 играется согласно основным правилам.


Фаза 2 (аукцион электростанций)
Все купленные на аукционе электростанции идут "в руку". Количество электростанций на руке не ограничено. Но они не работают, и на них нельзя складировать ресурсы. Электростанция начинает работать и на ней можно складировать ресурсы только тогда, когда она построена в определенном городе.


Фаза 3 играется согласно основным правилам.


Фаза 4 (строительство)
Фаза разыгрывается в обратном порядке (как и в оригинальных правилах).

В свой ход игрок может:

1. Построить одну или несколько электростанций из купленных ранее на аукционе.
Электростанция может быть построена в любом доступном городе.
Стоимость постройки любой электростанции - 10 электро.

Где может быть построена электростанция.
Электростанция может быть построена в любом городе, где нет другой электростанции или своей трансформаторной подстанции, и если она при этом не нарушит экологических норм региона. ТП других игроков не играют роли. При постройке электростанции они должны быть вытеснены.
Вытеснение ТП.
Игрок может своей электростанцией вытеснить чужие ТП из города (если в этом городе есть ТП самого игрока, то вытеснять нельзя). При этом домики, обозначающие ТП тут же возвращаются игрокам, а ЛЭП, если они заканчиваются в этом городе, считаются «зависшими». Другие игроки уже не могут запитывать этот город.
«Зависшие» ЛЭП могут быть в дальнейшем продолжены в другие города, но могут быть оставлены и в таком положении. Если игрок, вытеснивший чужие ТП из города не смог его запитать, то он платит неустойку не только в банк, но и владельцам всех «зависших» ЛЭП. (если ЛЭП уже не являются «зависшими», то не платит).
 Экологические нормы.
1. Электростанции делятся на экологически чистые (ядерная, термоядерная и ветряная) и "грязные" (мазутная, угольная, мусорная и комбинированная).
2. Уровень загрязнения "грязной" электростанции - это количество топлива, которое она потребляет. Например, электростанция №32 потребляет 3 мазута. Уровень производимого ей загрязнения равен 3.
3. Ни в одной из 6 областей уровень загрязнения не может превышать 5. При этом неважно, используется данная электростанция в текущем раунде или нет. Электростанция не может быть построена в данной области, если при этом уровень загрязнения превысит 5.
4. В каждой области может быть построено не более 1 ядерной электростанции.

2. Улучшить одну или несколько своих электростанций.
Электростанция улучшается любой другой одинаковой по типу электростанцией.
Исключение: Термоядерной электростанцией можно улучшить любую другую.
Карточка электростанции, которая подверглась улучшению, сбрасывается и выбывает из игры. На её место кладется карточка, которой улучшали.  Если на старой электостанции были ресурсы - они переносятся на новую электростанцию (если это не термоядерная электростанция) или на другие электростанции. Если такой возможности нет – ресурсы сбрасываются.
Электростанция не может быть улучшена, если это нарушает экологические нормы.
Улучшение электростанции производится бесплатно.
Перемещение ресурсов
Игрок, как и в оригинальных правилах, может хранить на электростанции двойной запас топлива подходящего типа. Однако, свободно перемещать топливо с электростанции на электростанцию он не может. За перемещение надо платить по 1 электро за каждый полный и неполный 10 стоимости прокладки ЛЭП между тем городами, где базируются соответствующие электростанции.
3. Проложить новую сеть или развить старую.
Любая сеть должна начинаться от электростанции. Сеть прокладывается следующим образом: игрок оплачивает стоимость прокладки определенного участка ЛЭП и завершает её прокладку установкой трансформаторной подстанции.
Оплатив прокладку ЛЭП, игрок кладет на неё жетон своего цвета. Этот маршрут уже не может быть построен или занят другими игроками. Устанавливая в городе ТП, игрок ставит в него домик своего цвета.
Стоимость установки ТП - 5 электро.
Также ЛЭП может быть проложена между уже существующими ТП или электростанциями, а трансформаторная подстанция - установлена в городе, через который ранее протянули ЛЭП без подключения. 
Общее правило: Каждая ЛЭП должен начинаться и заканчиваться либо электростанцией, либо трансформаторной подстанцией. Игрок имеет право протягивать сеть через город не подключая его к сети (и не устанавливая ТП), если не может или не хочет этого делать. Игрок не может подключить один и тот же город более одного раза.
Примечание: это значит, что в городе, в котором нет ТП данного игрока, сеть не может быть им  разветвлена.
Трансформаторная подстанция может быть построена в любом городе, где нет своей ТП и в городе находится не более 2 ТП других игроков. ТП не может быть построена в городе, где уже есть чья-либо электростанция.

Фаза 5 (бюрократия)

Запитывание городов
1. Число на каждой электростанции - это число городов, которое эта электростанция может снабдить электричеством ПОМИМО того города, в котором она находится. "Свой" электростанция снабжает "по определению". Но если игрок решил не использовать данную электростанцию, то "свой" город не запитывается тоже. В этом случае применяются штрафные санкции.
2. Запитывание городов возможно только электростанциями, находящимися в той же сети, что и данный город.
3. Игрок сам решает какие именно города он хочет запитать. Он не обязан запитывать их все, даже если имеет такую возможность. В том числе игрок, чтобы избежать штрафных санкций, может запитать город, "родная" электростанция которого не работает в данном раунде. При этом город рассматривается как "чужой", т.е. мощность электростанции на него тратится.

Получение доходов
1. Табличка из оригинальных правил не используется.
2. Доход от электроснабжения определяется для каждого города отдельно.
3. Город, в котором построена электростанция, снабжается энергией каждый раз, когда она включена. Каждый такой город приносит доход в 5 электро. Если электростанция не была задействована, а город не был запитан с помощью другой электростанции, игрок платит неустойку в банк в размере 5 электро. Если в городе есть «зависшие» ЛЭП других игроков, то он платит еще вдобавок по 5 электро каждому из них.
4. Все остальные города приносят доход по следующей схеме:
Из построенных участков ЛЭП, ведущих в этот город от электростанций выбирается самый дешевый. (Имеется ввиду не весь участок от электростанции до города, а лишь последняя его часть, от ближайшей ТП до города) Все игроки, запитавшие этот город, получают доход в размере ПОЛОВИНЫ от стоимости прокладки этого участка. При этом неважна стоимость прокладки других участков и был ли запитан город через этот самый дешевый участок вообще.

Пример 1: у красного игрока есть электростанция в Фрайбурге, оттуда построена сеть в Штутгарт и далее в Вюрцбург. Игрок получит 5 электро за запитывание Фрайбурга, 16/2 = 8 за запитывание Штутгарта и 12/2 = 6 за запитывание Вюрцбурга. Однако, если Вюрцбург запитывается (или даже просто присоединен) зеленым игроком из Нюрнберга, то за запитывание Вюрцбурга оба они получат по 8/2 = 4 электро.

Особый случай: если игрок построил сеть в данный город через другой город, не подключая его, то он получает доход в размере половины суммы затрат на прокладку ЛЭП, но не более максимальной стоимости электроэнергии для этого города.

Например: игрок построил сеть из Фрайбурга в Вюрцбург без "остановки" в Штутгарте. Он должен получить (16+12)/2=14 электро. Однако, для Вюрцбурга максимальная сумма 19/2 = 9,5 электро. Игрок получит лишь 9,5 электро. Однако, если Вюрцбург уже соединен ЛЭП с электростанцией в Нюрнберге (неважно, чья это электростанция), то доход будет всего 8/2 = 4 электро.

После определения дохода за каждый подключенный город все деньги суммируется, если в итоге получилась половина электро, то она округляется вверх.


Маленький совет: каждый раз пересчитывать свои доходы заново - утомительное занятие. Гораздо легче каждый раунд отслеживать изменения и вностиь соосветствующие поправки.


 1, 2 и 3 этапы игры

На первом этапе игры игроки могут ставить свои ТП в города занятые ТП других игроков, но не могут вытеснять чужие ТП электростанциями.
Второй этап начинается тогда, когда хотя бы один из игроков будет иметь в сумме 10 (электростанций + ТП) (для 2-х игроков) или (7 электростанций + ТП) для 3 и 4-х игроков.
На втором этапе уже можно вытеснять чужие ТП электростанциями.
Третий этап начинается в соответствии с оригинальными правилами.

Окончание игры

Игра заканчивается в Фазе 4 того раунда, в котором в каждом городе есть либо электростанция, либо хотя бы одна ТП.
После этого города запитываются в последний раз, получается доход и определяется победитель. Победителем становится игрок, который в последнем раунде запитал наибольшее количество городов, при равенстве - тот, у кого больше денег.


Примечание: в игре есть 3 «двойных» города. Это Франкфурт-на-Майне и Вайсбаден, Дуйсбург и Эссен, Халле и Лейпциг (ну и на американской стороне еще три). Эти города рассматриваются как один, но с возможностью постройки двух электростанций. Для окончания игры необязательно в каждом из них строить по две электростанции.

4 комментария:

  1. Приближаем к реальности? Ок, немного дополню.

    "Трансформаторная будка (ТБ) – постройка, которая подключает город в сети. В игре её символизирует деревянный домик." - в миллионном городе этих "трансформаторных будок" примерно две тысячи. +/-, скорее в плюс. Скорее подошел бы термин "главная понизительная подстанция (ГПП)" - таких в городах-миллионниках - 25 штук +/-

    "Максимальная стоимость электроэнергии – это половина стоимости прокладки самой дорогой линии ЛЭП в этот город. Ни при каких обстоятельствах нельзя получить с города доход больший, чем это число." - предполагаю, тут проблема определения. Надо дать его более четко. Ну и как я уже говорил, неправильно считать, что тариф э/э в первую очередь определяет стоимость сети.

    Говорим о реалистичности, так ведь? Ок. Вот у нас есть город и он подключен к сети. Мы "втыкаем туда" электростанцию. Вместе с электростанцией мы внезапно "рвем" все существующие связи ("выдавливаем" сети другого игрока). Проблема вот в чем. Город - миллионник (а мне кажется, большинство городов на картах игры - минимум миллионники). Стоимость 1 ТП (ты их называешь ТБ) - ну примерно 3 миллиона рублей. Стоимость 1 подстанции - ну примерно 200 миллионов (навскидку). Стоимость прокладки сети (на одну ТП - ну скажем всего 1 миллион рублей (фактически - больше). Итого стоимость сети города - миллионника - грубо 12 миллиардов рублей. Объем строительства - просто колоссальный. И ты вот так одним втыканием всего одной станции эти деньжищи просто "выкидываешь"? Ну или строишь дублирующую сеть этой стоимости? Где тут реализм?

    Дальше. Любая ЛЭП может использоваться для передачи электроэнергии. В том числе в реальной жизни. И компания, владеющая ЛЭП, став сетевой компанией имеет полное право оказывать возмездные услуги по передаче. И более того, она БУДЕТ их оказывать. а) потому что это финансово выгодно, б) потому что это предписано действующим законодательством (например, в РФ - точно). То есть, предложенный вариант - нереалистичен.

    "Оплатив прокладку ЛЭП, игрок кладет на неё жетон своего цвета. Этот маршрут уже не может быть построен или занят другими игроками." - снова нереалистично. Кто угодно может проложить ЛЭП, параллельную линию существующей. Но обычно это не делается по причине, изложенной в предыдущем абзаце. Т.е. снова нереалистичное правило.

    "ЛЭП может быть проложен..." - ээээ... ЛЭП - это она. "линия".

    В общем резюмирую. Борясь с "нереалистичностью" ты создаешь правила, которые где-то в чем-то еще менее реалистичны. При этом
    а) нужны дополнительные компоненты
    б) сложность игры растет
    в) ну и ни баланс, ни играбельность не проверена.

    А потому мой выбор - стандартные правила.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну что ж. Будем разбирать.

    ***Трансформаторная будка (ТБ) – постройка, которая подключает город в сети. В игре её символизирует деревянный домик." - в миллионном городе этих "трансформаторных будок" примерно две тысячи. +/-, скорее в плюс. Скорее подошел бы термин "главная понизительная подстанция (ГПП)" - таких в городах-миллионниках - 25 штук +/-***
    Замечание уместно. Трансформаторную будку переименуем в трансформаторную подстанцию.

    ***"Максимальная стоимость электроэнергии – это половина стоимости прокладки самой дорогой линии ЛЭП в этот город. Ни при каких обстоятельствах нельзя получить с города доход больший, чем это число." - предполагаю, тут проблема определения.***

    Определение обязательно уточню.

    ***Ну и как я уже говорил, неправильно считать, что тариф э/э в первую очередь определяет стоимость сети.***

    Неправильно, но такое можно представить. Представим, что все происходит в период индустриализации. Высоковольтные линии еще не существуют, так что потери в проводах значительные. Пока ток проходит 150 км, он ослабевает в несколько раз. Отсюда и цена.

    ***Проблема вот в чем. Город - миллионник (а мне кажется, большинство городов на картах игры - минимум миллионники). Стоимость 1 ТП (ты их называешь ТБ) - ну примерно 3 миллиона рублей. Стоимость 1 подстанции - ну примерно 200 миллионов (навскидку).***

    А давайте представим, что все это происходит в 19 веке.
    Основной потребитель электроэнергии - заводы, частное потребление почти отсутствует. Нет никаких огромных сетей в городах - миллионниках. Есть только промзоны.
    А промзонам выгоднее иметь "свою" электростанцию, а не надеяться, что поставки электричества будут бесперебойными. Так хоть если что выплатят неустойку!


    ***Дальше. Любая ЛЭП может использоваться для передачи электроэнергии. В том числе в реальной жизни. И компания, владеющая ЛЭП, став сетевой компанией имеет полное право оказывать возмездные услуги по передаче. И более того, она БУДЕТ их оказывать.***

    А представьте, что вы - адские конкуренты и играете "на вылет". Вы не хотите ни в чем содействовать сопернику!
    Боливар не выдержит двоих!

    "ЛЭП может быть проложен..." - ээээ... ЛЭП - это она.
    "линия".

    Исправлю.

    ***а) нужны дополнительные компоненты***
    У любого игромана они скорее всего будут. В качестве линий подойдут вагончики из "Ticket to Ride" или дороги из Колонизаторов. А номерки (если нет лото)можно напечатать на принтере. Всего дел на 15 минут.

    ***б) сложность игры растет***
    Этого я и добивался. В оригинале сразу просчитывается как следует развивать сеть. Это скучно.

    ***в) ну и ни баланс, ни играбельность не проверена.***

    Что есть, то есть. Буду проверять. Пока играл только сам с собой. Понравилось, но играть с собой - это утомительно.

    ОтветитьУдалить
  3. Давай сразу признаюсь, что я работаю в электроэнергетике. И вопрос как бы представляю.


    "Трансформаторную будку переименуем в трансформаторную подстанцию."

    Трансформаторная подстанция (ТП) это и есть то, что ты называешь "будкой" ;)


    "Неправильно, но такое можно представить. "

    Еще раз. Стоимость электроэнергии формируют три основных составляющих:

    1. Цена генерации. Т.е. сколько топлива затратили станции на производство электроэнергии, плюс расходы на содержание станций. Как раз в базовой игре это соблюдается нормально, хоть и несколько условно - с ростом КПД станций (которое идет параллельно увеличению кол-ва потребителей) снижаются расходы на производство и соответственно - доходы с одного потребителя.

    2. Цена передачи. Она МОЖЕТ и как правило, включает в себя инвестиционную составляющую (ну где-то 10-20% от цены). Но тариф определяет не столько стоимость прокладки сети, сколько стоимость содержания существующих сетей и оплатой технических потерь в сети. Единственное, что верно - затраты пропорциональны величине сети, но КАК ПРАВИЛО, с развитием сети они снижаются (в цивилизованном мире - за счет более "размазанных" накладных и управленческих расходов, а в РФ - наоборот растут по причине роста накладных и управленческих расходов).

    3. Сбытовая надбавка. В принципе для крупных предприятий - потребителей оптового рынка может и отсутствовать (быть минимальной).

    Как в твоей системе учитывается цена генерации? Ответ: никак. Это реалистично? Ответ: нет.


    "Представим, что все происходит в период индустриализации. Высоковольтные линии еще не существуют, так что потери в проводах значительные. Пока ток проходит 150 км, он ослабевает в несколько раз. Отсюда и цена."

    1. В период индустриализации длинные ЛЭП не строили. Везде ставили свои станции - так было проще. Мощных станций просто не существовало.

    2. Если говорим о больших потерях в линиях (сейчас они редко превышают пару процентов), то высокий уровень потерь в линиях должен приводить к разрушению проводов. Из-за регулярного сильного нагрева и периодического охлаждения.

    3. Если ток будет ослабевать в несколько раз, то скорее всего, линия реально расплавится.


    "А давайте представим, что все это происходит в 19 веке."
    Атомная электростанция в 19м веке? ;)))))))

    Да без проблем - исключай из электростанций атомные, синтезную, ветряки и мусорную - вот тогда можно говорить о 19м веке.


    "Основной потребитель электроэнергии - заводы, частное потребление почти отсутствует. Нет никаких огромных сетей в городах - миллионниках. Есть только промзоны.
    А промзонам выгоднее иметь "свою" электростанцию, а не надеяться, что поставки электричества будут бесперебойными. Так хоть если что выплатят неустойку!"

    Даже если брать ситуацию, когда подключаем только 1-2-3 крупных потребителей в городе, это никаким образом не отменяет и не дает возможности уничтожить сети других компаний. От слова "ну вообще никак". Но если ты хочешь сказать "да, моя игра не имеет связи с реальностью и у меня построив станцию в городе сразу уничтожаешь сети конкурентов" - тогда пожалуйста.


    ***Дальше. Любая ЛЭП может использоваться для передачи электроэнергии. В том числе в реальной жизни. И компания, владеющая ЛЭП, став сетевой компанией имеет полное право оказывать возмездные услуги по передаче. И более того, она БУДЕТ их оказывать.***
    "А представьте, что вы - адские конкуренты и играете "на вылет". Вы не хотите ни в чем содействовать сопернику!"

    Ну вот, ты борешься за реализм, а я тебе говорю, как все в реальности. Но ты тут же реальность отвергаешь лишь тобой придуманными условностями.


    "Этого я и добивался. В оригинале сразу просчитывается как следует развивать сеть. Это скучно."
    Просчитать сеть может только тот, кто первым строит. Ну и на 2м/3м этапе игры при игре вдвоем или на 3м этапе при игре втроем. В иных случаях никаких гарантий, что не придется все заново пересчитывать.

    ОтветитьУдалить
  4. ***Еще раз. Стоимость электроэнергии формируют три основных составляющих:***
    Это всё я знаю.

    ***Как в твоей системе учитывается цена генерации? Ответ: никак. Это реалистично? Ответ: нет.***
    В оригинале - то же самое. Стоимость генерации включена, но неявно. Если тебе невыгодно - то не запитываешь город. Если бы можно было тупо увеличивать стоимость электричества на стоимость ресурсов, то рынок ресурсов был бы бесполезен.

    ***Ну вот, ты борешься за реализм, а я тебе говорю, как все в реальности. Но ты тут же реальность отвергаешь лишь тобой придуманными условностями.***

    Условность - это основа игры. По крайней мере, это логично и доходчиво.
    В любой игре невероятное количество условностей.
    Ну, хотя бы хитпойнты у юнитов.
    Важно, чтобы условность хорошо вписывалась и не вызывала отторжения. Например, то, что при покупке 4-ой электростанции, нужно одну сбросить - вызывает отторжение.
    Или там, когда на постройку здания тратится рабочий. Как это понимать? Это нельзя понять и представить. Многие игры Книциа этим страдают.
    А вот условность типа "применил аптечку - вылечился" не вызывает отторжения. Хотя это тоже далеко от реализма.

    ***Просчитать сеть может только тот, кто первым строит. Ну и на 2м/3м этапе игры при игре вдвоем или на 3м этапе при игре втроем. В иных случаях никаких гарантий, что не придется все заново пересчитывать.***
    Я несколько не то имел ввиду.
    Действительно, полный просчет возможен только при игре вдвоем-втроем. Там три зоны и игрок может подключить все города. Тут с самого начала абсолютно ясно, в каком порядке это делать. Это даже почти не зависит от действий других игроков. Можно даже нарисовать оптимальную линию. Коррекцию нужно делать только если есть вероятность захвата города и перекрытия дальнейшего пути. Вот тогда и нужно отклоняться от оптимального маршрута.
    Но все равно в смысле развития сети игра элементарна.

    ОтветитьУдалить